Главная Новости

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СЛОВАРЬ - ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Опубликовано: 10.10.2023

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СЛОВАРЬ - ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Преподавание в университете – это предоставление возможностей для получения знаний и навыков, конечной целью которых является понимание. Именно через слова, которые ученики учатся у своих учителей, как смысл и содержание, которые они могут организовать в упорядоченные системы, то, что их интересует и что сделает их настоящими профессионалами.

Новый болгарский университет построил свои учебные программы с учетом этого обязательства. В первые два года наших программ обучения мы имеем широкий спектр общеобразовательных предметов, которые дают более широкое представление о значении и содержании понятий, к которым мы привыкли в повседневной жизни. Очень большую часть из них мы используем, даже не зная точно, когда и в каком значении возникли эти слова.

Создание университетского словаря, охватывающего наиболее важные понятия университетского образования, оказалось чрезвычайно интересным занятием. Ее сложность — скорее научная проблема, чем препятствие для ее решения. В процессе беседы группы профессоров НБУ также были обозначены основные направления, в которых мы обладаем компетенцией, чтобы приступить к решению такой задачи. Опросив все факультеты нашего университета, где есть как наука, так и искусство, мы пришли к большой группе понятий - более 450, которые мы считаем наиболее важными в словаре.

Но из 100 из них мы можем составить первый том полной серии «Университетские слова», которая будет создаваться, постоянно обновляться или постоянно обновляться на языке, который мы все уже используем. Вероятно, со временем отдельные кафедры также будут искать аналогичные публикации для своих бакалаврских программ по своим направлениям, что станет основой научного роста колледжа.

Хороший глоссарий понятий должен основываться на четком и аргументированном понимании того, что такое понятие вообще. Нам потребовалось довольно много времени, чтобы прийти к такому пониманию. Мы считаем делом интеллектуальной честности представить это понимание читателям.

Мы исходим из понимания того, что концепции создаются людьми. Концепции — это средства, с помощью которых люди делают мир понятным для себя и делятся этим пониманием с другими, чтобы оно стало общей основой для действий. И в науке, и в повседневной жизни люди постоянно создают, усваивают, определяют, уточняют, договариваются, согласовывают и меняют используемые ими концепции. Поскольку понимание является неотъемлемой частью человеческой формы существования, работа с понятиями вовсе не является чем-то необычным. Поскольку чаще всего люди используют понятияинтуитивноединообразно, то, как правило, только в отдельных случаях к их значениям требуется особое внимание. Однако задача глоссария иная. Он должен приложить особые усилия к разъяснению понятий, став инструментом их более строгогорефлексивногоиспользования, что требуется в науке и в образовании.

Многолетняя история философии знает множество различных взглядов на это понятие, сформулированных в разные исторические эпохи. Эти взгляды можно сгруппировать в три широких типа.Первыйиз них берет свое начало в философии Платона и проходит через все разновидности платонизма вплоть до наших дней. С этой точки зрения концепции — это общие идеальные сущности илиидеи. Идеи — это абстрактные объекты, которые реально существуют, но не могут быть идентифицированы в пространстве и времени. Поскольку идеи существуют вне пространства и времени, они познаются не посредством чувств, а только путем рассуждения. Согласновторомувзгляду — взгляду так называемого «концептуализма», ведущего в философии 17-18 веков, понятия существуют в сознании людей в виде общих [(14500)]представлений(«понятий»), полученных абстрагированием от опыта. Поскольку платонистская точка зрения рассматривает понятия как идеальные «вещи»,овеществляет их. Поскольку концептуалистический взгляд определяет понятия как представления познающего субъекта, онпсихологизирует их. И то, и другое приводит к серьезным теоретическим трудностям.

Третьяточка зрения берет свое начало у математика Готлоба Фреге и философа Людвига Витгенштейна — двух основателей современной логики. В общем, это широко распространено в наши дни. Мы также берем эту точку зрения за основу нашей работы над словарем понятий. По его мнению, понятия — этообобщённые предикаты,, причем предикаты представляют собой лингвистические выражения, имеющие специфическоеиспользование. В качестве предикатов понятия используются для определенной цели, заключающейся в характеристике объектов путем отнесения их к классам. Человек понял значение понятия, когда другой показал ему, как оно используется для классификации и различения, и он сам стал способен правильно им пользоваться. Правильное употребление понятия имеет место тогда, когда человек научился классифицировать и различать с помощью данного предикатного выражения именно так, как это делали другие. Однако это вовсе не означает, что границы между классами, проводимыми путем использования понятий, должны быть заранее определены для каждого взятого наугад говорящего. Не существует такого «объективного» авторитета, который обязывал бы нас точно классифицировать и дифференцировать. Поэтому всегда существует определенная доля произвольности в проведении границ с использованием понятий, поэтому, по крайней мере в науке, каждый автор обязан указывать, как он использует понятия. Однако произвол отнюдь не безграничен. Конечно, ничто не мешает нам использовать понятия так, как до нас их никто не использовал, но вопрос в том, найдется ли кто-нибудь, кто нас поймет. Если нет возможности сообщить другим, что мы имеем в виду, когда используем какое-то понятие, то само использование этого понятия становится бессмысленным. Для того чтобы наше использование понятия было возможным и значимым, оно должно хотя бы в чем-то напоминать другие варианты использования и использования других людей. Эти употребления должны быть сопоставимы друг с другом, и именно поэтому мы говорим, что значения понятий образуют общее, хотя и разнообразное поле.

Современная наука, зародившаяся в 17 веке, была вдохновлена ​​идеей универсальной значимости знаний. Общая идея научности формируется на основе математического естествознания. Центральным в этой идее является представление о том, что независимо от разнообразия предметов и методов исследования наука должна быть единой. Требование единства научного знания имело свою убедительность до тех пор, пока господствовало мнение, что единство существует в самой действительности. Благодаря этому считалось возможным создать исчерпывающее описание всей реальности, что также было истинной целью науки. Такое описание считалось вполне возможным, поскольку был доступен язык математики. Считалось, что знание можно представить в объективной форме посредством полной математизации, поскольку язык математики нейтрален. Таким образом, модель объективной науки является одновременно и моделью математизированной науки. Сегодня этот идеал, кажется, почти полностью реализован в естественных науках, науках о Земле, инженерных науках, информатике, биологии, медицине, экономических науках и даже некоторых гуманитарных науках. Современный язык науки не только сильно математизирован, он еще и терминологически унифицирован на основе английского языка. Это сделало возможным появление во всем мире англоязычной пропаганды в области науки.

Несмотря на многие несомненные удобства, которые она несет с собой, унификация научного языка, однако, скорее препятствует, чем способствует развитию научной терминологии на отдельных национальных языках. С особой силой это относится к языку гуманитарных наук, поскольку сам предмет гуманитарных наук опосредован языком. Гуманитарные науки являются интерпретативными науками, и поэтому объект и предмет их познания не разделены пропастью, они существуют и действуют в среде языка. Гуманитарные науки не могут выполнить свою познавательную задачу без учета многообразия языков. К этому следует добавить тот факт, что с момента своего создания они руководствовались глубоким интересом к исторически сложившимся иностранным формам жизни, культурам и языкам. Кроме того, знание иностранного, которое они дают, является источником самопознания, достигаемого путем дистанцирования себя от самого себя. Учитывая все это, предпринятое нами создание современного словаря научных понятий должно стать вкладом в развитие научного языка и научной культуры в Болгарии.

На фоне всего сказанного до сих пор о понятиях и научном языке, наверное, уже стало понятно, что, пожалуй, самым значимым действием при подготовке статей является интерпретация одного и того же слова, понятия под другим углом. Здесь есть несколько важных аспектов этой темы. Во-первых, все чаще коллеги вкладывают в одно и то же слово диаметрально разные значения. Это заставляет нас все внимательнее думать в направлении обогащения каждой статьи представлением об этом различии. Во-вторых, слова имеют свое повседневное и свое научное значение. А это важно при составлении текста. В-третьих, нередко понятие имеет разное значение в разных отраслях науки. Именно поэтому мы постарались представить возможные различия в таких случаях. А ведь в науке о языке тоже есть область синонимии — из которой мы берем и будем брать знания об этих разных прочтениях.

Одна из целей такого проекта – прояснить различия. Мы далеко, мы даже считаем вредным стремиться к объединению, но знание разных смыслов, полей соприкосновения и противостояния должно быть предметом университетских разговоров. Именно через них, находя совпадения и различия, мы будем повышать смысл понятия университетского сообщества. Мы часто, сами того не говоря, ощущаем конвергенцию научных культурных стандартов, независимо от конкретной области знаний, в которой мы проводим исследования или ведем образовательную деятельность. Именно это и должно найти свое общее понимание для концептуальных сетей, с которыми мы работаем. Таким образом, мы объективизируем направления одной из важнейших наших задач – междисциплинарного обучения. Это было и остается целью коллегии НБУ.

В среднем образовании по своей сути государственный стандарт содержания представляет собой перечень понятий, которыми учащиеся должны овладеть во время учебы. Относительно них важно уточнить, каковы понятия, без которых студент не может стать студентом, или, выражаясь другим языком, в каком понятийном поле распространяется понятие общеуниверситетской культуры.

Мы часто говорим о месте и роли университета сегодня и завтра. Мы достаточно четко знаем направление профессионализации высшего образования. При этом, по крайней мере, мы в НБУ не хотим, чтобы университет занял место техникума или ПТУ. И различия заключаются именно в этой образовательной модернизации, при которой высшее образование должно повышать как профессиональную культуру - знания, умения и компетенции в определенной области, так и прежде всего общую культуру - знания, умения и компетенции высокообразованной молодежи России. XXI век.

Это только начало, которое было положено благодаря усилиям коллег профессора Пламена Бочкова, профессора Михаила Недельчева, профессора Людмила Георгиева, профессора Евгения Дайнова, профессора Ивана Касабова и доктора Эмиля Кальчева. К их работе в качестве авторов присоединятся и другие коллеги из НБУ. Теперь начинается более полное включение всех, кто желает внести свой вклад в качестве автора новой статьи или интерпретатора уже опубликованной статьи. Это обогатит нашу работу и откроет нам новую перспективу. Мы уверены, что наша инициатива является вкладом в идентичность Нового болгарского университета и еще одним шагом на пути развития высшего образования в нашей стране.

Веселин Методиев

Христо П. Тодоров

Общий список понятий

rss